Свайный фундамент стал популярен по причине существенного обновления технологий. Взамен технологии отливки или забивки свай из бетона, теперь используется способ с завинчиванием. Собирается свайно-винтовой фундамент. Особенность винтовых свай — не требуется выполнять масштабных земляных работ. Нужно только бурение скважин под сваи, без разработки грунта. Одновременно с этим, возможно бурить не на полную глубину погружения. Это экономичный способ установки фундамента, набирающий популярность в частном строительстве.

Специфика проведения бурения под винтовые сваи

Винтовые сваи будут погружаться при помощи завинчивания, в связи с этим их используют на однородных суглинках. На каменистых грунтах такая технология не используется. Бурение под представленный вид свай возможно делать винтовым инструментом — ямобуром. Он производит бурение ям с повышенной скоростью.

Ямобур, отличаясь от бурового станка, установлен на стреле экскаватора. Чтобы начать бурение под очередную сваю, не нужно перемещать машину. Необходимо лишь изменить положение стрелы экскаваторного ковша (где находится механизм). Таким способом, возможно осуществить бурение десятков свай за рабочий день. Практически, расценка бурения скважин под сваи — оплата одной смены работы экскаватора. Подобные модификации техники имеют бульдозерный отвал. Он применяется для снятия небольших слоев грунта под свайный фундамент и подготовки подъездных путей.

Другой вариант ямобура ставится на грузовике, а не на экскаваторном или тракторном шасси. В итоге уменьшается стоимость доставки. Технология идентична той, что применяется на экскаваторе. Прибор монтируется на конце стрелы и функционирует за счет гидродвигателя. Ось вращения получается вертикальной (для вертикального бурения). Бурение осуществляется без использования бурового раствора и воды, на сухую.

Основной недочет ямобура — незначительная глубина бурения. Не больше трех-четырех метров. Преимущество механизма на грузовиках — немного большая глубина. Глубина достигает пяти-шести метров. Конфигурация грузовика позволяет разместить более длинный шнек, сравнительно с трактором. При этом, свайные фундаменты используются на слабом грунте, когда глубина погружения необходима более 6-и метров. Тогда используют бурение на автомобильном шасси традиционными буровыми станками.

Бурение с помощью бурового станка

Под одно строение потребуется от нескольких десятков свай. Поэтому бурение под сваи желательно выполнять буровыми станками. Именно установка бурения скважин под сваи дает возможность уменьшить необходимое время на перемещение оборудования из одной точки в другую. Помимо автомобильного шасси используют тракторное или экскаваторное. Станки без шасси не практичны для бурения. Их долго перемещать на другое место.

Глубина погружения свай фундаментов высотных зданий превышает 15 метров. На подобную глубину ямобур не пройдет, нужна специализированная буровая техника. В большинстве случаев используют универсальные станки на базе ЗИЛ 131, Урал, КамАЗ. Бурение может проводиться либо по-мокрому с подачей большого количества воды с целью вымывания раздробленной породы, либо шнековым инструментом с выбрасыванием шлама всухую.

Для свай имеет значение соотношение длины (сумма глубины погружения и высоты оголовка над землей) и толщины. Если это соотношение нарушено, например, свая очень длинная и тонкая, это приведет к превышению расхода материалов, а также к увеличению энергозатрат при работах. Буровые станки требуются для погружения свай на большую глубину (больше 5 метров), им требуется достаточно большой диаметр. Например, под опоры мостов применяются сваи с глубиной ориентировочно 15-20 метров и с диаметром 600-700 миллиметров.

Ведущими на данный момент считаются сваи шнекового бурения. Данная технология гарантирует получение скважин большого диаметра с небольшими расходами. Ее преимущество — не понадобится присутствия на строительном объекте воды.

свайное бурение

Бурение под заливные сваи

Основное отличие заливных свай от других — невозможность погружения сваи без скважины на всю длину. Таким образом, бурение под буронабивные сваи, например, имеется возможность выполнить на 2/3 от необходимой глубины погружения, а остаток добить специальным оборудованием. Это решение не проходит с заливными сваями. Следует обязательно делать бурение на всю необходимую глубину.

Заливная свая — это подходящий способ для неоднородного грунта с каменистыми включениями. Камни препятствуют погружению других типов свай, заливные же не требуется погружать, они отливаются в пробуренной скважине. Их имеется возможность использовать на любых почвах. С прогрессивной техникой заливные сваи получатся ненамного дороже обычных. Они вполне доступны для частного строительства. В результате, возможно подобрать подходящие способы бурения свай, исходя от задач.

Для этого типа свай делается скважина большого диаметра, к примеру, 200-300 миллиметров. В нее ставится каркас из арматуры, который заливают бетоном. Технологии позволяют отливать сваи как одно целое с ростверком. В конечном итоге, получается конструкция с максимальной прочностью, которую можно достичь для железобетона. Представленная схема нашла использование в промышленном и инфраструктурном строительстве. Монолитные свайные фундаменты эксплуатируются для опор мостов и гидротехнических сооружений.

Заливка производится на протяжении нескольких часов или дней после бурения. Обычно ее делают сразу. Оставлять пустые скважины на длительное время нельзя, они достаточно быстро осыпаются, особенно на неустойчивых почвах. Допускается отливка и с ростверком, и без. Нередко заливку осуществляют в несколько стадий, так как для заливки свай требуется одна техника, а для ростверка — другая.